25 сентября 2019 Андерматт – Амштег Подъем в 6:30, построение и молитва в 7:00. Учитывая что все спим в одном месте, на построение собрались почти все. Поскольку мы спим в соломе и она очень быстро забивается во все места – утренний ритуал при построении состоит во взаимном груминге – извлечении соломы из тех самых мест. На 38 человек всего одна уборная, она же душ. Поэтому мытье длится не более 1.5 минут в холодной воде, а очередь растягивается на несколько часов. Из утреннего инструктажа нашего славного унтер-офицера: “Жопа по уставу находится между фалд. Во всяком случае - по уставу 1797 года”. Во время завтрака случилась оказия – через незакрытую дверь в наш хлев зашел черный ЯК и, обнаружив там всю нашу банду, в ужасе заметался, топча вещи, разложенные по соломе. Тут остро проявляются психотипы наших участников – большинство замерло в нерешительности, часть расчехлила фотоаппараты, а Максим Леус схватил яка за рога и попытался его вытолкать. Дрейк открыл дверь и бедное животное было выгнано на улицу. На прощание як мощно опростался на лежбище егерей (может быть именно этим объясняется ретивость Максима и Артема). Сегодня дошли пешком до Чертова Моста и встретили там пятерку “французов”. Реконструкция, конечно, состоялась, но без стрельбы. При этом у нас потери – при отступлении потеряна скатка и подобрана французами, Артур потерял курок от фузеи Кирилла Нагорного, а у меня отлетела пуговица от штанов. Может, это и к лучшему – так становится чуть прохладнее. Снова построение и лития у поклонного креста, фотографирование во всех видах.
Часть личного состава, а именно егеря и Володя Ковалев, осталась совершить подъем по скале у поклонного креста, Артур и Кирилл прочесывали местность в поисках потерянного курка (в итоге нашли!), а остальные мушкетеры и т.н. “благоразумные егеря” вышли в сторону Амштега, чтобы в разумном темпе идти и идти. Взяли Wassen, как обычно войдя в город с песнями. Тут же и пообедали у водопада, правда начавшийся дождь несколько скомкал блаженство от скидывания с себя всего навесного оборудования, ботинок и штиблет. Идем и идем, а навигатор Миши Папсуева показывает, что нам остается 12 километров. Час за часом, а ответ на “Сколько осталось?” неизменен – “12 километров”. Это уже становится меметичным. Виды в долине потрясающие – соседство диких водопадов и камнепадов с уютными шале и множеством дорог – железная, автомобильная, велосипедная и - петляя между всеми ними – пешеходная. Часто тропа проходит через частные земли. Необходимо только прикрывать за собой калитку. Дорога так сильно петляет, что обещанный пологий спуск местами очень даже похож на подъем. Причем такой крутой, что после него просто необходим отдых. Это уже второй мем дня: “Спуск, который подъем”. А точнее даже третий, после утренней “Жопы между фалд”. За одним из подъемов из 170 ступенек встретили все тех же “французов”, готовых расположиться на ночлег в лесу среди мангалов. В движении строем есть и плюсы, и минусы. Несомненным плюсом с точки зрения успешности продвижения является то, что за коллективом приходится подтягиваться, и те случаи, когда может быть личный организм хотел бы взять передышку – общественный организм неумолимо тянет вперед. К минусам, пожалуй, можно отнести то, что сложно поменять место в строю и поболтать. И если уж выпало идти за тем, с кем болтать не знаешь о чем – приходится молчать. Ну, не считая, конечно, тех моментов, когда поешь песню и слушаешь флейту. Все эти мелодии наматываются на шпиндель подсознания и долго еще проигрываются в такт послушно переставляемым ногам. Перейти к молитве, так как это у меня получалось при хождении по Афону – не получается. Зато я обдумываю причины – почему я здесь. И вот, как учат учебники по корпоративной риторике, три причины этого: Причина 1: "Ген путешественника". Говорят, что ученые открыли некий ген, который отвечает за непоседливость и склонность к перемене мест. Ген этот присущ не всем, а тем, кто сохранил в себе кочевнические начала. Так и мне хочется видеть что-то новое за каждым поворотом, ночевать в новых местах, играть со случайностями при выборе места для перекуса, палатки, остановки, собеседника. Включать воображение. Позволю себе вставку из своего эссе о том, почему я люблю ходить в походы вообще: "Автономность - это захватывающе. Изо дня в день ты находишься в той же компании, в которой устанавливаются роли, иерархия, особые способы решения повседневных задач. Группа противопоставляет себя изменчивой окружающей среде и другим группам. То, что ты взял с собой - и только это. Автономность далее сужается до экипажа судна (если это водный поход) или личного уровня, когда можно пойти в лес или на ближайшую высоту одному. Возможность достижения целей в обстановке с относительно малой неопределенностью также привлекает туристов. Составленная заранее нитка маршрута, определенный рацион задают рамки, но оставляют пространство для импровизации в определенные моменты. Ограниченность рациона придает особую ценность запасенным заранее ништячкам и особый вкус простым блюдам, типа гречки с тушенкой или кабачковой икры. А также служит причиной ни с чем не сравнимого жора по достижении цивилизации. Нельзя не упомянуть чувство собственника, которое просыпается при осознании того, что этот закат, этот порог или эту гору разделяет с тобой лишь твоя группа - и это сладостное чувство. Наконец, привлекает то состояние, которое я называю “небритостью", которое, конечно, присуще не только половозрелым представителям мужского пола. Бравый и потертый вид, удобная и неброская одежда, плохо смытая пыль на щеках и ощущение свободы." Причина 2: "Игра в солдатики". Все, ну или почти все мальчишки любят играть в войнушку. Особенно те, что не служили в армии. Выстроить полки, взять палки и двинуться на неприятеля. Не говоря уж о казарменных шутках, много прелести в том, что одинаково одетые и снаряженные люди, каждый при этом со своей индивидуальностью, делают общее дело, держат строй и помогают друг другу, во “враждебном” окружении. В такой ситуации от каждого требуется поднять на поверхность лучшее, что в нем есть. Снова процитирую свою ранее сделанную заметку: "Наша коллективная память хранит информацию о войнах, которые мы вели. Огромная работа, проделанная советским кинематографом и в целом государственной пропагандой, зафиксировала в нас образы солдат и офицеров, которые при всем желании выковырять из подсознания вряд ли удастся. Большей части наших современников пока не довелось участвовать в мировой войне, поэтому образы, которые теснятся где-то в нас, ищут выхода в играх, реконструкции, походах. Часто я воображаю своих друзей и коллег в образах воинов с черно-белых фотографий Великой Отечественной войны. Это такая странная игра. Вот этот - готовый разведчик-капитан, выносливый и храбрый, с широкой грудью, могу представить, что вытащит раненого друга из под огня. Этот - неунывающий пехотинец с пропыленной физиономией, в духе героя Шукшина из "Они сражались за родину". Такой достанет вина и хлеба посреди пустыни, но когда надо будет навалиться и выталкивать пушку из ямы, может отвлечься на охмурение красотки из ближайшей деревни. Или вот - командир танка, оглохший, но не вышедший из боя, берегущий свой экипаж и помнящий о том, что дома ждет семья. Другой - начальник полевой кухни, круглый и хитрый. Лишнего половника каши не допросишься. А этот - готовый предатель, мальчиш-плохиш, так и вижу как он сидит под горой и ест печенье с вареньем. Эта игра помогает мне примириться с недостатками людей или, наоборот, заметить что-то, чего не видел раньше, посмотреть иначе на отношения с ними, понять - хочу ли идти дальше вместе." Причина 3: "Историческая память". Вышеуказанное дополняется еще и тем, что мы здесь пытаемся повторить подвиги русских солдат, прошедших по тем же тропам и видевших плюс-минус те же водопады, потевших на солнце и мерзнувших в тумане. Отлиться в “гражданина мира” я, конечно, готов, но все же олово, из которого я буду отливаться – беру от крестьян-казаков-предков. Говорят же, что пра-прадед привел с войны гречанку. Может, и не гречанку вовсе, а турчанку, но какая, в сущности, разница.
Ближе к концу перехода мы уже изнываем от усталости, и пресловутые 12 километров до финиша, наконец-то, начинают сокращаться, и вот уже мы на холме над Амштегом, идем мимо многочисленных лавинных ниш, выглядывая воспаленными от солнца глазами бар в этом средневековом городе. Бар обещан все тем же навигатором. В итоге бар найден – дорогу к нему указали ребята, ковырявшиеся в гараже. Мало того, потрогав ствол Дрейка, они еще и одарили его (нас) ящиком то ли пива, то ли сидра (короче “пидра”, как его окрестили меткие на словцо воины). Мало того, в баре работают русские девчонки, которые бесплатно поят нас чаем, но пиво, однако же, стоит тут 7 франков. Интересно, что в каждом кантоне и пиво всегда местное-жигулевское. Итак, в 12 часов первая группы вышла от Чертового моста и в 19:45 прибыла к бару в Амштеге. Вторая группа прошла это же расстояние с 13:45 до 20:40. Путь составил 22-23 км, считается, что это норма для дневного перехода Русской Императорской армии. Сегодня снова ночуем в славном сенном сарае.
Соединение русских войск. Переход через селения Урзен, Гешенен, Вальтинген до деревни Вазен (12 верст). По пути - переход с боем через Чертов мост. Суворов ночует в Вазене на постоялом дворе "Охсен". Второе сражение под Цюрихом. Русско-австрийские войска разбиты.
|